Закрыть меню

В с. Юрское во второй половине XIX века был построен храм в честь Казанской Божьей Матери. Строительство его закончилось в начале 1880 года. Так уж повелось исстари, что там, где появлялась церковь, населенный пункт стал называться селом. Газета «Орловские губернские ведомости» 25 марта 1881 года сообщала: «Согласно постановлению Орловского гу­бернского правления, состоявшегося 18-го сего марта, деревня Юрская Ливенского уезда, послучаю построения в ней храма, с образованием нового прихода и причта, переименована в село Юрское»1. В «Орловских епархиальных ведомостях» от 1 апреля говорилось: «Указом Святейшего Синода от 4 11 февраля 1881 года, №64 при церкви д. Юрской, переименованной в село Ливенского уезда, открыть самостоятельный приход с причтом из настоятеля и .псаломщика» . Настоятелем был назначен Преображенский Владимир Александрович, а псаломщиком бывший воспитанник Орловской семинарии Николай Автономов, окончивший курс богословских наук.

В приход, кроме самого села, входили Юрские дворы, Хитрово, Дробышево, Паниковец, Шишкино, Калабино, Борзенково, Огрызково и др. На протяжении 45 лет, с момента открытия прихода, служил о. Владимир (в миру В. Преображенский).

В 1885 году начала работать церковноприходская школа в Юрском . С момента открытия смотрителем её являлся священник Казанского храма протоиерей Владимир Александрович Преображенский. Располагалась она в церковной караулке, затем - в специально выстроенном для этих целей рядом с церковью кирпичном здании. Оно сохранилось. В настоящее время здесь находится молельный дом.

О результатах первого года работы Юрской школы говорится в отчёте протоиерея Космодамианского Епархиальному училищному совету: «<...> школа помещается в церковной караулке, весьма не поместительной, по числу учащихся, которое простирается до 71 мальчика и 5 девочек. Классных парт очень недостаточно; учебников и учебных пособий тоже. Средств на содержание школы по малочисленности и бедности прихода нет.

Классные парты, учебники и учебные пособия, за исключением учебников и учебных пособий, полученных от Епархиального Училищного Совета в мае месяце сего 1886 года, приобретались частью на средства священника Владимира Преображенского, частью самими учащимися, а частью на пожертвования частных лиц.

Между тем при всей материальной скудости школы, успехи ее учеников достаточны. По проведенному 29 мая 1886 г. испытанию, оказалось, что ученики читают по русской и славянской печати почти не борзо, но отчетливо и правильно; прочитанное передают свободно; много знают на память стихов; по закону Божию ученики старшей группы знают все, положенные по программе молитвы, символ веры и 10 заповедей, рассказывают историю Ветхого Завета и о праздниках; ученики средней группы - знают все молитвы по программе, 10 заповедей и Символ веры; ученики младшей группы за поступлением их в школу только с великого поста, успели изучить только первоначальные молитвы; по чистописанию ученики школы особенно отличаются успехами: ученики старшей группы пишут ровно и красиво по линейкам и без линеек и даже пишут под диктовку; по арифметике знакомы только с умственным решением задач на четыре действия с простыми числами.

Заведует школой и обучает всем учебным предметам без помощи и вознаграждения приходской священник Владимир Преображенский. Ученики школы обучаются пению и приучаются читать в церкви» .

В 1898 году в отчёте Училищному совету так характеризовалась церковно-школьная деятельность В. А. Преображенского: «<...> как законоучитель отличается большим усердием к делу. Только благодаря его заботливости и любви к школьному делу ученики этой школы могли оказать столь прекрасные успехи по Закону Божию. Будучи знатоком пения и сам, обладая хорошим голосом, он научил школьников церковному пению, и ученики его поют очень стройно».

Владимир Александрович в своей церковно-школьной деятельности оказался и хорошим управленцем. Заведуя школой, он «<...> в добавление к местным средствам на жалование учителю 100 руб, исходатайствовал у Училищного Совета пособие на тот же предмет 120 руб в год. Благодаря такому обеспечению школа при правоспособном и опытном учителе и при его личном участии поставлена весьма удовлетворительно» .

По данным на 1909 год заведовал школой и преподавал в ней Закон Божий В. А. Преображенский, а учителем работала Александра Алексеевна Калошина

К Юрскому приходу были приписаны деревни: Дробышево (Дробизжево), Юрские дворы, Юрская. По данным на 1903 год община насчитывала 1430 человек - 680 мужчин и 750 женщин4. Причт состоял из священника и псаломщика. В 1901 году настоятелем был протоиерей Владимир Александрович Преображенский, а псаломщиком - Павел Григорьевич Лавров. В 1903 году за церковью числилось 36 десятин земли, жалованье духовенству из казны выплачивалось 400 рублей в год (300 - настоятелю, 100 - псаломщику), 400 рублей составляли пожертвования и плата за требоисполнения .

Отец Владимир на протяжении 45 лет окормлял православную общину, заботился о храме, о школе, существовавшей на средства прихода. В 1913 году протоиерей Преображенский был награжден Императорским орденом Святой Анны 3-й степени .

Между 1903 и 1917 годами. Казанскую церковь переосвятили в честь Илии Пророка, и она стала называться Илиинской. Причину переосвящения и точную дату установить не удалось. Архитектор церкви, к сожалению, не известен. Изначально здание представляло собой монументальный кубовидный пятикупольный храм с основанием в виде креста. Пять его куполов символизировали Главу Церкви - Христа и четырех апостолов-евангелистов.

На восточной стороне - полукруглая апсида, одной высоты с трапезной. Колокольня представляла собой суживающуюся кверху композицию из трёх четвериков, увенчанную:-: шатром, главкой и крестом. Четверик храма с южной и северной стороны имел два ряда: больших окон, всего 10 (пять с южной стороны и пять с северной).

В 1930 году, выполняя Постановление НКВД от 6 декабря и Постановление Секретариата ВЦИК от 15 декабря 1929 года о борьбе с колокольным звоном, власти сбросили церкви колокола. Церковная ограда была разобранаво второй половине 30-х годов. Из её кирпича сделали пристройку к Турчановской школе служения не отменялись. В период коллективизации храм не закрывался. В 30 - е и 40-е годы это была единственная на весь район действующая церковь. Во время Великой Отечественной войны церковное здание сильно пострадало от артиллерийских обстрелов, но богослужения в нём проводились - прихожане со всей округи молились за своих родных, сражающихся с врагом, поминали павших, просили Бога о даровании победы Красной Армии, получали духовную поддержку и утешение.

Храм был действующим до середины 1951 года. 12 июля 1951 года церковное здание было обследовано комиссией Воловского райисполкома. «Как установлено технической комиссией Воловского РИК здание действующей в с. Юрское церкви находится в разрушенном состоянии. Все здание сильно пострадало от артобстрела. Во многих местах образовались сквозные трещины. В северной половине стена разошлась почти до самого основания. Для церковной службы используется алтарь и часть здания не более 100 кв. м.».

Храм разделил печальную участь многих культовых сооружений - его   закрыли. Община распалась. В конце 50-х годов разрушили колокольню. Кирпич от неё использовался для строительства свинарника в д. Хитрово. В церковном здании разместились ремонтные мастерские. После них работала мельница колхоза им. Крупской, а затем СХПК «Юрской». О былом величии убранства сегодня свидетельствуют лишь сохранившиеся фрагменты настенных росписей, выполненные маслом. Сохранилась икона из старого храма, выполненная на дереве, но она нуждается в реставрации.

Могилы настоятеля, матушки и церковнослужителей, похороненных в церковной ограде, в 1954 году, по разрешению первого секретаря райкома партии И. И. Сибирцева, их сыном заслуженным учителем России Преображенским Петром Владимировичем, проживавшим в Курске, была перенесена на сельское кладбище. Чтобы не привлекать внимание населения, перезахоронение проводили ночью.

20 декабря 1997 года состоялось собрание православных граждан села, на котором было принято решение о создании православной общины и открытии в сохранившемся здании церковноприходской школы молельного дома1.

С 1998 года начали проходить богослужения. Их проводили священники храма Александра Невского с. Воловчик - с 1998 по 2003 годы - о. Валерий (Щепихин В. П.), с 2003-го по 2007-й - о. Михаил (Юхно М. И.). В мае 2007 года по благословению правящего архиерея Липецко-Елецкой епархии (в то время епископа Никона) настоятелем в Илиинскую церковь года был назначен иерей о. Иоанн (Колыбанов И.). 10 мая он принял приход.

Священник добился освобождения церковного здания от устроенной в нём мельницы. Епархиальная комиссия, обследовав в 2008 году храм, нашла его пригодным для восстановления. Была составлена проектно-сметная документация. Однако у прихода на это нет средств. Большие надежды возлагались на пришедших в село инвесторов - зерновую компанию «Настюша». Настоятель ездил в Москву в головной офис кампании, где обещали помочь в восстановлении храма. Но и «Настюша», проработав чуть более пяти лет, прекратила свою деятельность.

В 2013 году сюда был назначен новый настоятель - иерей Вячеслав Копытин. Летом 2015 года благословение митрополита Никона быть настоятелем храма получил иерей Николай (Николай Васильевич Скориков). Во время его служения очистили весь мусор внутри храма Казанской Божьей Матери. Зацементировали пол, закрыли окна (чтобы уменьшить их разрушение). Во дворе была построена колокольня.

С 2017 года богослужение проводит иерей Игорь (Игорь Вячеславович Урюпин).

Для возрождения святыни предстоит огромный и благодатный труд по восстановлению молчаливого свидетеля минувшей эпохи.

























Дата изменения: 12.02.2019 10:30